Конкурс инновационных образовательных программ "Школьное проектное бюро"
Год | Конкурс | Тема проекта | Концепция | Материалы | Продукты |
2019 | Конкурс инновационных образовательных программ: «Школьное Проектное бюро», 2019 | Школа инженерной культуры: школьное проектное бюро, в котором школьники разрабатывают и реализуют технические проекты, меняющие школьную среду и нацеленные в будущее |
|
Комплексная модель «Школа инженерной культуры: Школьное проектное бюро», включающая:
|
Инновационная образовательная программа «Школа инженерной культуры: школьное проектное бюро» предполагает создание в школе современного многофункционального образовательного пространства, насыщенного оборудованием, позволяющее школьникам активно осваивать технологии научно-технического творчества.
Основная цель программы – это обеспечение в рамках работы школы формирования у школьников ценностного и целостного представления о современной инженерной деятельности как одной из перспективных сфер занятости, осознанный выбор учащимися сферы профессионального развития, формирование индивидуальных стратегий и проектов в рамках этой сферы, а также процессуально-компетентностная подготовка школьников к получению профессионального образования в инженерно-технологической области.
Это уникальное пространство, в котором реализуются программы, связанные с инженерией, робототехникой, технологиями цифрового производства, сферой естественных наук.
Мотивирующая интерактивная среда развития инженерной культуры школьников представляет собой совокупность образовательных практик, реализуемых в инженерно-технологическом и виртуальном пространстве образовательной организации на основе принципов вариативности и включения процессов познания и освоения навыков в значимые для подростков виды деятельности.
Интерактивность среды обеспечивается использованием действующего лабораторного и демонстрационного оборудования, интерактивного программного обеспечения и электронного образовательного контента, интерактивных форм организации образовательного процесса, исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Образовательный процесс направлен на помощь в приобретении школьниками навыков командной работы, коммуникации, управления проектами, генерации идей. Обеспечивается развитие интересов и способностей, обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности, а также понимания ими смысла основных научных понятий и законов, взаимосвязи между ними, формирования представлений о физической картине мира.
Создаваемая в рамках инновационной образовательной программы «Школа инженерной культуры – школьное проектное бюро» интерактивная мотивирующая образовательная среда способствует достижению учащимися всей полноты планируемых результатов.
Формирование среды осуществляется по принципу зонирования, обеспечивающему возможность группам обучающихся во время одного занятия заниматься различными проектами и выполнять индивидуальные задания в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией. Функциональные зоны ориентированы на индивидуальную работу обучающихся или работу в группах, однако предусмотрена возможность и для фронтального представления информации, проведения демонстрационных экспериментов и контроля знаний.
В рамках проекта разработана и апробирована технология проектной организации научно-технического творчества школьников через внеурочную деятельность.
Работа по формированию профессионального мышления и основ профессиональной культуры происходит в режиме пропедевтики будущей деятельности в рамках проектного бюро в школе. Наиболее эффективны для этого формы образования, подразумевающие самостоятельный выбор и наличие мотивационного потенциала ученика.
Интерактивная среда развития инженерной культуры школьников способствует повышению мотивации к изучению основных общеобразовательных предметов, развитию универсальных учебных действий, общему творческому и интеллектуальному развитию детей и подростков, самореализации личностных возможностей, профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся. В качестве функциональных зон, активно используемых для достижения основных целей среды, в настоящее время используются:
Ø профильные лаборатории по естественно-научному циклу (физике, химия, биология), математике, информатике
Ø лаборатория прототипирования и 3D моделирования
Ø лаборатория электроники
Ø лаборатория vr
Элементы тематического оформления школьного пространства, обогащающие школьную среду («предметные» и интерактивные зоны в коридорах и рекреациях)
проект «Английская улица» «Геральдический проект» проект «Наш город»
проект «Наша страна» проект «Освоение космоса» проект «Художественное слово»
проект «Азбука школы» проект «Интеллектуальные игры»
В работу школьного проектного бюро включены школьники 5 – 11 классов, мотивированные к активному участию в проектной деятельности.
В ГБОУ СОШ № 518 разработана и апробирована модель взаимодействия детейи педагогов на проектной деятельности в инженерной лаборатории.
Уровень развития и динамика достижений учащихся в научно-технологической области отслеживается в рамках работы ученического научно-исследовательского общества (УНИО).
За отчётный период в школе была организована практика студентов РГПУ им. Герцена, которые также получили возможность познакомиться с современными механизмами и технологиями формирования в образовательной организации мотивирующей интерактивной среды развития инженерной культуры школьников на уроках, занятиях по внеурочной деятельности и на профильной смене в лагере ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».
Для реализации инновационной программы в области технологических, математических, естественнонаучных дисциплин были созданы 4 зоны:
- интерактивное пространство (коллективные и групповые обсуждения, публичные представления продуктов и проектов);
- конструкторская (3D-прототипирование, компьютерное моделирование и т.п.);
- мастерские (зоны работы на станках, зона пайки и др.);
- естественнонаучная лаборатория.
Оборудование, приобретённое в рамках инновационного проекта, введено в эксплуатацию!
Диссеминация опыта:
21 ноября 2019 г. на конференции-выставке«Школа инженерной культуры: от знаний к действию», на которой была представлена роль образовательной среды в формировании инженерной культуры школьников и открытые занятия по внеурочной деятельности в инженерной лаборатории;
17 декабря 2019 г. на Городской научно-практической конференции «Современные технологии обучения математике в формировании инженерной культуры школьников»;
Школа осуществляет консультационное сопровождение инновационной деятельности школ-партнёров и школ Выборгского района Санкт-Петербурга по апробации и распространению современных механизмов и технологий формирования в образовательной организации мотивирующей интерактивной среды развития инженерной культуры школьников
4 декабря на базе ГБОУ школы №518 Выборгского района города Санкт-Петербурга, состоялась встреча с представителями (школы-партнера) МБОУ «СОШ № 101 городского округа город Воронеж», в рамках которой был проведен курс повышения квалификации по формированию инженерной культуры школьников.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 518 Выборгского района Санкт-Петербурга на осенних каникулах провела вебинары по следующим темам:
1. для руководителей ОО: «Стратегия формирования в образовательной организации мотивирующей среды интерактивной среды развития инженерной культуры школьников»
Ссылка на запись вебинара: https://youtu.be/qmYWNlSSAOM
2. для педагогических работников и родителей: «Возможности мотивирующей интерактивной среды развития инженерной культуры школьников для системы общего и дополнительного образования»
Ссылка на запись вебинара: https://youtu.be/O5wnYTusaqU
3. для педагогических работников и родителей: «Мониторинг уровня сформированности инженерной культуры обучающегося»
Ссылка на запись вебинара: https://youtu.be/IWpGBmODKCM
В 2020 году в традиционную общественно-педагогическую акцию по представлению результатов реализации инновационных образовательных программ ОУ-победителями конкурса 2019 года из 10 учреждений, получивших грант в 2 млн. руб., было отобрано 4, чьи результаты, по мнению экспертов, были представлены лучшим образом. Одной из которых стала и наша школа. Видеоролик представлен здесь: https://spbappo.ru/obshchestvennaya-prezentatsiya/
Предлагаем всем желающим с ними познакомиться.
Также на сайте СПбАППО https://spbappo.ru/peterburgskaya-shkola-2020/ размещены видеоролики, представленные на очном туре конкурса инновационных продуктов учреждениями, ставшими его победителями
23 марта 2021 на XI Петербургского международного педагогического форума ШБОУ школа № 518 вновь стала площадкой для проведения.
Научно-практическая конференция "Школьное проектное бюро - траектория в будущее"